Каталог
ваш регион: Воронеж (авт)
заказать звонок
(812) 384-6361
Пн-Пт 11:00-20:00
Сб-Вс 11:00-18:00
0

Как настраивать переключатели?

Всё просто цепочка перекидывается с одних звёздочек на другие, при этом изменяется передаточное отношение. Процесс происходит при помощи  устройства - переключателя. Задний переключатель обеспечивает компенсацию изменения длины цепи при переходе её на различные по диаметру звёздочки. Нижняя ветвь цепи всегда ненагружена и натягивается лишь пружинами переключателя. Это придаёт цепи боковую податливость, благодаря которой переключатель может переводить цепь со звёздочки на звёздочку. Процесс переключения выглядит так  – цепь, зафиксированная роликами переключателя, при поперечном перемещении этих роликов сама переходит на соседние звёздочки. Перемещение же роликов осуществляется при помощи параллелограммного механизма, который в одну сторону тянется тросом, а в другую – пружиной, вступающей в работу при отпускании троса манеткой.  Компания Shimano довела идею до совершенства - дискретные манетки SIS, выверенная кинематика переключателя, просчитанный профиль звёздочек и форма цепи. С каждым годом появляется более совершенные переключатели, вследствие чего возрастает как и сложность конструкции, так требования к чёткости настройки. Много лет  назад, когда не были изобретены дискретные манетки, переключение происходило как бы в несколько этапов – сначала манетку надо подвинуть чуть сильнее, чем надо, чтобы цепь перекинулась, потом её выровнять. Примитивная кинематика переключателей и невысокая точность их изготовления и не позволяла иного, и каждую передачу приходилось точно "выставлять", что, впрочем, не доставляло особых хлопот при минимальной сноровке. Такие манетки и сейчас можно увидеть на старых советских шоссейных велосипедах. Но с увеличением числа передач недискретными манетками становилось пользоваться всё сложнее, и стали появляться дискретные системы, когда каждой передаче соответствовал один щелчок манетки. Требования к чёткости работы тут же возросли – ведь теперь манетку нельзя двигать туда-сюда, есть только одно положение, и цепь должна строго в нём переключаться! Стала изменяться и конструкция переключателя, и его тросовый привод – всё становилось жестче и точнее. Ещё один скачок в точности настройки произошёл при появлении в шоссе тормозных ручек DualControl, совмещённых с манетками – ювелирной точности механизм потребовал ещё более высокой точности работы переключателя. И, наконец, завершающий скачок – это появление 9-скоростных кассет в ширине 8-ной втулки – перемещения переключателя стали меньше, и точность ещё возросла!
Эту несколько затянувшуюся прелюдию я написал для того, чтобы было понятно, почему если переключатели настроить абы как, то они не работают. Ведь сейчас все, даже самые низшие группы оборудования, имеют достаточное количество скоростей, большой перепад ведомых звёздочек (а чем больше перепад, тем сложнее переключателю перекинуть цепь) и удобные в пользовании дискретные (индексные) манетки SIS. Только вот низшие группы в угоду экономии не изготовляются с требуемой точностью, отсюда и большинство проблем дешёвых велосипедов. Но мы отвлеклись.
Самая важная регулировка переключателя – это длина троса, которым он приводится в действие. Если она будет подобрана неточно, то манетка будет фиксировать переключатель в положениях, не сочетающихся со звёздочками и чёткой работы не будет. Для грубой регулировки переключателя существует болт, фиксирующий трос, для точной подстройки – резьбовые регуляторы на заднем переключателе и манетках. Но перво-наперво надо ограничить ход переключателя строго шириной блока звёздочек. Вообще параллелограмм имеет куда бОльшую свободу перемещения – т. к. он должен подходить ко всем рамам/звёздочкам. Для ограничения хода переключателя на нём есть два болтика-упора. Обычно на них пишут H и L - типа High и Low – высокие и низкие передачи. Но надёжнее не переводить и расшифровывать (тем более, что спасительных буковок может и не быть), а просто внимательно посмотрев в конструкцию переключателя, подвигав его руками, понять, какой болт во что упирается и какое перемещение ограничивает. После регулировки этих болтов, как бы вы руками не двигали переключатель по шестеренкам, он не должен кидать цепь мимо звёзд. Теперь можно приступить к регулировке троса. Переключатель на маленькую звезду, все резьбовые регуляторы до предела ВКРУТИТЬ, трос ПРАВИЛЬНО зажать болтом в переключателе. Как правильно – обычно указано в мануале, да и посмотреть на сам переключатель можно – обычно в нужном месте есть небольшая канавка. Когда трос до предела отпущен (а мы затягиваем его именно в таком положении), то он НЕ ДОЛЖЕН резко изгибаться в переключателе! Вообще, надо ВСЕГДА стараться избегать резких перегибов троса. Да, перед тем, как затянуть трос, надо выбрать его слабину, потянув за него и в этом положении уже затягивать болт. После начинаем переключать манетку. Скорее всего, после первого щелчка ничего не произойдёт – цепь не перейдёт на следующую звёздочку. Значит, недостаточно выбрали слабину троса. Теперь начинаем выкручивать регуляторы и помогаем манеткой, чуть-чуть двигая её дальше, не доходя до следующего щелчка. Перекинулось? Отлично, щёлкаем дальше до большой звезды. Если цепь хрустит и не заходит на следующую звезду, продолжаем выкручивать регуляторы, скачет через одну – вкручиваем. Попутно проверяем соответствие передачи на манетке и блоке звёзд! Ибо регулировками вполне можно увлечься и затянуть цепь на соседнюю звезду. Как дошли до верха, начинаем скидывать цепь вниз. Но перед этим проверим натяг троса. Если он очень сильный, то, возможно, что переключатель упирается в ограничитель хода – болтик надо чуть отпустить (вы уже запомнили, какой?) Ограничителя переключатель должен касаться, но не упираться! Иначе чрезмерным натяжением троса можно быстро прикончить манетку. Попробуем нажать на переключатель рукой – так выбираются все люфты, и переключатель не должен кидать цепь за звёзды в спицы. Если же это произошло, не надо оттуда выковыривать цепь! Просто сощёлкиваем манеткой несколько передач и аккуратно руками крутим педали переключатель сам выведет цепь наружу. Дальше снова закидываем цепь на большую звезду и продолжаем регулировку. Возле болта, которым переключатель крепится к раме, есть болт (его нет на "турнеевских" переключателях начального класса), который регулирует натяжение верхней пружины переключателя (её нет в переключателях СРАМ, там этот болт регулирует положение всего переключателя). Этот болт можно вкрутить, затянув пружину, отведя таким образов переключатель назад – это надо сделать, если на большой звезде ролик переключателя упирается и трётся о блок звёздочек на колесе. Крутить болт надо осторожно, т. к. он нехило прижимается к раме всеми натягивающими пружинами и весом цепи.
Покончив с регулировкой на большой звезде, начинаем щёлкать вниз. Если при первом щелчке цепь не скидывается, возможно, переборщили с натяжением троса – вкручиваем резьбовой регулятор (чуть-чуть!) На середине кассеты пробуем переключаться в разные стороны – переключения должны происходить с одного щелчка. Спускаемся ниже, к маленьким звездам. На самую маленькую тоже может не скидывать. Проверяем натяжение троса. Если в нём явно слабина – то следует, очевидно, чуть выкрутить болт, ограничивающий ход переключателя – здесь также переключатель не должен упираться в болт, а должен "висеть" на тросе, но цепь при этом не должна проявлять ни малейшей склонности слететь с мелкой звезды и заклиниться об раму.
Снова прогоняем цепь туда-обратно по кассете и подстраиваем, что надо. Скинув цепь обратно на маленькую звёздочку, смотрим на резьбовые регуляторы- наверняка они выкручены до предела. Вкручиваем их обратно, и появившуюся слабину троса убираем, подтянув его при помощи фиксирующего болта. После повторяем регулировку переключателя. Всё должно пройти проще и быстрее, т. к. основные настройки были сделаны уже в первый раз. Регуляторы, возможно, придётся вывернуть на несколько оборотов. После полной регулировки по правилам хорошего тона они могут быть выкручены не более, чем на два-три оборота. Выкрученные же практически до конца регуляторы свидетельствуют о небрежной регулировке и не оставляют вам запаса на подстройку переключателей в пути.
В завершение регулировки надо немного покататься и всё настроить окончательно.
Я написал, как всё должно быть. Но идеальных велосипедов не бывает, и, уверен, где-то у вас работа застопорится, что-то не сойдётся. Значит, где-то есть неисправность. Выявить причину поможет нижеприводимая таблица.
 

Описание глюка

Его причины

Как лечить

1.

При нажатии на переключатель рукой рамка с роликами тренькает от спицы

Скорее всего, гнуты либо рамка, либо петух на раме

Править переключатель твёрдой рукой, лучше рукой механика, петух правится спец. инструментом либо разводным ключом (при снятом переключателе)

2.

Не получается чётко настроить – либо закидывает, но не скидывает, либо хорошо скидывает, но не может закинуть

Слишком большое трение в оболочках троса или общий износ

Проверить оболочки на предмет резких изгибов, заломов, заменить старые и забитые грязью, почистить/смазать или заменить переключатель. Либо же ловить некий компромисс в регулировках.

3.

Не скидывает с большой звезды, а с остальными нормально

Размер большой звезды превышает допустимый для данного переключателя

Ещё больше затянуть болт у петуха, заменить переключатель, большую звезду на мЕньшего размера, либо мириться с алгоритмом "два щелчка вниз, один вверх"

4.

Стабильно не включает на маленькую звезду

Опять забитые грязью оболочки троса

Перед их заменой, заменой троса ещё раз проверьте регулировку – может, удастся найти компромисс.

5.

Ужасно трёт цепь об рамку и всё стрекочет.

Либо кривой переключатель/петух, либо неверная т. н. "линия цепи"

Править гнутое, проверить "линию цепи", может, чуть искривить переключатель под эту некорректную линию (я этого не говорил!)

6.

Очень туго перемещается манетка

заломы и перегибы оболочек, расплетающийся трос.

Найти и заменить!


 



Заказать звонок

Ваше имя:
Ваш номер телефона:

СООБЩИТЬ О ПОСТУПЛЕНИИ ТОВАРА

Оставьте заявку и мы сообщим Вам о поступлении товара!

Ваше имя*
Номер телефона *
E-mail*